А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Автомобиль — транспортное средство для перевозки грузов, пассажиров, специального оборудования и выполнения нетранспортных работ
Автомобиль легковой — для индивидуальной перевозки пассажиров (от 2 до 8 чел.)
Автомобиль легковой общего назначения — для перевозки пассажиров всех категорий
Автомобиль легковой специализированный — для перевозки пассажиров определенных категорий («скорая помощь», такси и др.)
Автомобиль легковой специальный — для нетранспортных ра-бот (лабораторный, исследовательский, ГИБДД и др.)
Автомобиль легковой ограниченной проходимости — с одним ведущим мостом, колесная формула 4x2
Автомобиль легковой повышенной проходимости — с двумя ведущими мостами, колесная формула 4x4
Автомобиль легковой особо малого класса — с литражом двигателя до 1,2 л
Автомобиль легковой малого класса — с литражом двигателя 1,2 — 1,8 л
Автомобиль легковой среднего класса - с литражом двигателя 1,8 — 3,5 л
Автомобиль легковой большого класса — с литражом двигателя более 3,5 л
Автомобиль легковой высшего класса — с нерегламентируемым литражом двигателя
Автомобиль легковой с гибридными двигателями — имеет два двигателя: внутреннего сгорания и тяговый электродвигатель
Амортизатор — гасит колебания кузова и колес автомобиля
Антиблокировочная система (АБС) — обеспечивает одновременное торможение всех колес автомобиля, повышает устойчивость
Безопасность активная — свойство автомобиля предотвращать ДТП
Безопасность пассивная — свойство автомобиля уменьшать тя-жесть последствий ДТП
Безопасность экологическая — свойство автомобиля наносить минимальный вред окружающей среде
Блок цилиндров — остов двигателя, его базовая часть
Блок-фара — состоит из фары, указателя поворота и габаритного фонаря
Вакуумный усилитель — уменьшает усилие на тормозной педали при торможении автомобиля, облегчает работу водителя
Г
Газораспределительный механизм — впускает горючую смесь (воздух) в цилиндры и выпускает из них отработавшие газы
Генератор — преобразует механическую энергию в электрическую
Гидроусилитель — облегчает управление автомобилем, повышает безопасность движения
Главная передача — повышает передаточное число трансмиссии и крутящий момент на ведущих колесах автомобиля
Главная передача гипоидная — имеет смещение вниз оси ведущей шестерни относительно оси ведомой шестерни, повышает устойчивость автомобиля
Д
Двигатель — источник механической энергии для движения автомобиля
Двигатель бензиновый — работает на легком жидком топливе (бензине)
Детонация — сгорание в цилиндрах двигателя рабочей смеси с взрывом отдельных ее объемов
Дизель — работает на тяжелом жидком топливе (дизельном) Дифференциал — обеспечивает ведущим колесам разную скорость вращения на поворотах и неровных дорогах
Дифференциал межколесный — распределяет крутящий момент между ведущими колесами одного моста
Дифференциал межосевой — распределяет крутящий момент между главными передачами ведущих мостов
К
Карбюратор — готовит горючую смесь в соответствии с режимом работы бензинового двигателя
Карданная передача — передает крутящий момент при изменяющихся углах между валами механизмов
Карданный шарнир (кардан) — передает вращение между валами под углом
Катушка зажигания — преобразует ток низкого напряжения в ток высокого напряжения
Клапаны — открывают и закрывают впускные и выпускные каналы в головке цилиндров
Клапан редукционный — ограничивает давление масла в смазочной системе двигателя
Коленчатый вал — передает мощность и крутящий момент двигателя трансмиссии автомобиля
Колеса — связывают автомобиль с дорогой, обеспечивают его движение и поворот
Колеса ведущие — к ним подводится крутящий момент Колеса управляемые — изменяют направление движения автомобиля, крутящий момент не подводится
Колеса комбинированные — одновременно ведущие и управляемые
Коробка передач — изменяет крутящий момент на ведущих ко-лесах и скорость автомобиля, обеспечивает движение задним ходом
Коробка передач гидромеханическая — гидротрансформатор со ступенчатой коробкой передач, выполняет функции сцепления и коробки передач одновременно
Коробка передач ступенчатая — механическая, изменяет передаточное число ступенчато
Кривошипно-шатунный механизм — осуществляет рабочий процесс двигателя
Кузов — часть автомобиля, состоит из пассажирского салона, отделений двигателя и багажного
Кузов несущий — для крепления всех систем, агрегатов и механизмов автомобиля
Кузов однообъемный — имеет пассажирский салон, объединенный с отделениями двигателя и багажным
Кузов двухобъемный — имеет отделение двигателя и пассажирский салон, объединенный с багажным отделением
Кузов трехобъемный — имеет отделение двигателя, пассажирский салон, багажное отделение
Л
Литраж двигателя — рабочий объем всех цилиндров двигателя в литрах
М
Маховик — обеспечивает равномерное вращение коленчатого вала
Мост — для установки колес, поддерживает раму и кузов автомобиля
Мост ведущий — с ведущими колесами
Мост комбинированный — с ведущими управляемыми колесами
Мост поддерживающий - с ведомыми поддерживающими колесами
Мост управляемый — с ведомыми управляемыми колесами
Н
Насос жидкостный - создает циркуляцию жидкости в системе охлаждения двигателя
Насос масляный — нагнетает масло к трущимся поверхностям деталей двигателя
Насос топливный — подает топливо в систему питания двигателя
Несущая система — рама или несущий кузов
О
Отработавшие газы — ядовитые газы, выбрасываются двигателем в окружающий воздух
П
Передаточное число коробки передач — отношение скорости вращения ведущего вала к скорости вращения ведомого вала
Передаточное число трансмиссии — произведение передаточных чисел коробки передач, раздаточной коробки и главной передачи
Передаточное число рулевого механизма — отношение угла поворота рулевого колеса к углу поворота вала рулевой сошки
Перекрытие клапанов — небольшой промежуток времени, когда впускной и выпускной клапаны открыты одновременно
Подвеска — обеспечивает упругую связь колес с рамой или кузовом
Подвеска зависимая — колеса одного моста соединены между собой жесткой балкой
Подвеска независимая — колеса одного моста подвешены независимо друг от друга
Подвеска пружинная — упругим устройством являются спиральные цилиндрические пружины
Подвеска рессорная — упругим устройством являются листовые рессоры
Подвеска торсионная — упругим устройством являются торсионы (упругие стержни)
Поршень — воспринимает давление газов при рабочем ходе и осуществляет вспомогательные такты (впуск, сжатие, выпуск)
Порядок работы двигателя — чередование рабочих ходов по цилиндрам
Полуоси — соединяют дифференциал с ведущими колесами автомобиля
Полуоси полуразгруженные — передают крутящий момент и воспринимают вертикальные и горизонтальные изгибающие моменты
Привод коробки передач — управляет включением и выключением передач при их переключении
Привод сцепления — управляет сцеплением при его выключении и включении
Р
Раздаточная коробка — распределяет крутящий момент между ведущими мостами автомобиля, повышает проходимость
Рама — для крепления всех частей автомобиля
Распределитель зажигания — замыкает и размыкает ток низкого напряжения и распределяет по свечам ток высокого напряжения
Регулятор тормозных сил — обеспечивает пропорциональность тормозных сил нагрузкам на колеса при торможении автомобиля
Рулевой механизм — увеличивает и передает усилие водителя от рулевого колеса к рулевому приводу
Рулевой механизм реечный — рулевая пара состоит из шестерни и зубчатой рейки
Рулевой механизм червячный — рулевая пара состоит из червяка и ролика
Рулевой привод — передает усилие от рулевого механизма к управляемым колесам, обеспечивает правильный поворот колес
Рулевая трапеция — обеспечивает поворот управляемых колес на разные углы
Рулевое управление — изменяет направление движения автомобиля
Рулевое управление левое — рулевое колесо находится в кузове с левой стороны
Рулевое управление правое — рулевое колесо находится в кузове с правой стороны
С
Свеча зажигания — обеспечивает получение электрической искры
Синхронизатор — бесшумно и безударно переключает передачи в коробке передач, облегчает работу водителя
Система зажигания — воспламеняет смесь в цилиндрах двигателя
Система охлаждения — принудительно отводит теплоту от сильно нагретых деталей двигателя
Система питания — готовит горючую смесь для двигателя и обеспечивает выпуск отработавших газов
Смазочная система — подает масло к трущимся деталям двигателя
Смесь горючая — смесь топлива и воздуха в определенных пропорциях
Смесь рабочая — смесь топлива, воздуха и отработавших газов в цилиндрах двигателя
Стартер — производит пуск двигателя автомобиля
Степень сжатия — показывает, во сколько раз горючая смесь сжимается в цилиндрах двигателя
Сцепление — временно разъединяет и плавно соединяет двигатель и трансмиссию
Сцепление однодисковое — имеет один ведомый диск
Сцепление фрикционное — крутящий момент в нем передается силой сухого трения
Т
Тормозные механизмы — замедляют движение автомобиля
Тормозной механизм барабанный - замедляет вращение тормозного барабана, связанного с колесом автомобиля
Тормозной механизм дисковый — замедляет вращение тормозного диска, связанного с колесом автомобиля
Тормозной механизм фрикционный — торможение осуществляет силами сухого трения
Тормозной привод — приводит в действие и управляет тормозным и механизмами автомобиля
Тормозной привод гидравлический - передает усилие от тормозной педали к тормозным механизмам давлением жидкости
Тормозной гидропривод одноконтурный — действует нераздельно на тормозные механизмы передних и задних колес автомобиля
Тормозной гидропривод двухконтурный — действует отдельно на тормозные механизмы передних и задних колес автомобиля
Тормозные системы — уменьшают скорость движения, останавливают и удерживают автомобиль на месте
Тормозная система рабочая — ножная, действует от тормозной педали на все колеса автомобиля
Тормозная система стояночная — ручная, действует от ручного рычага на задние колеса автомобиля
Трансмиссия — передает мощность и крутящий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам автомобиля
Трубопровод впускной — равномерно распределяет горючую смесь по цилиндрам двигателя
Трубопровод выпускной — отводит отработавшие газы из цилиндров двигателя
У
Устройство подвески гасящее — гидравлические амортизаторы, гасят колебания кузова и колес автомобиля
Устройство подвески направляющее — рычаги, стойки, штанги, направляют движение колеса относительно кузова и дороги
Устройство подвески стабилизирующее — стабилизатор, уменьшает боковой крен кузова
Устройство подвески упругое — рессоры, пружины, торсионы, смягчают удары от неровностей дороги
Ф
Фазы газораспределения — обеспечивают лучшее наполнение цилиндров горючей смесью и очистку их от отработавших газов
Фильтр воздушный — очищает воздух от пыли и других примесей
Фильтр масляный — очищает масло от механических примесей
Фильтр топливный — очищает топливо от примесей
Фонарь задний — обозначает габариты автомобиля, обеспечивает световую сигнализацию
Фонарь передний — обозначает габариты автомобиля, освещает стоянку, обеспечивает световую сигнализацию
Форсунка — впрыскивает топливо (в цилиндр, впускной трубопровод) в количестве, соответствующем режиму работы двигателя
Ч
Число октановое — характеризует антидетонационные свойства бензина
Число цетановое — характеризует качество дизельного топлива
Ш
Шасси - обеспечивают движение и управление автомобилем
Шатун - соединяет поршень с коленчатым валом, передает усилия между ними
Шины - обеспечивают сцепление колес с дорогой, смягчают удары от неровностей дороги
Шина бескамерная — не имеет камеры, сжатый воздух удерживается воздухонепроницаемым резиновым слоем внутренней поверхности шины
Шина диагональная - нити корда ее каркаса расположены под углом к оси колеса
Шина камерная — сжатый воздух в шине удерживается камерой
Шина обычного профиля — имеет отношение высоты Н профиля к ширине В профиля более 0,9
Шина низкопрофильная — отношение Н/В = 0,7 — 0,88
Шина радиальная — нити корда ее каркаса расположены радиально
Шина сверхнизкопрофильная — отношение Н/В й 0,7
Э
Электромобиль легковой — не потребляет топливо, источник энергии для движения — аккумуляторные батареи