Рис. Принципиальная схема контактно-транзисторной системы зажигания.
1- искровая свеча зажигания; бегунок; Кулачок прерывателя; контакты прерывателя; 5- катушка зажигания
Контактно-транзисторная система зажигания. Система батарейного зажигания имеет простое устройство, поэтому ее давно применяют на автомобилях. Однако у нее есть существенные недостатки: контакты прерывателя быстро изнашиваются вследствие подгорания, так как через них проходит ток значительной силы; сила тока высокого напряжения зависит от частоты вращения коленчатого вала; наблюдается ненадежное воспламенение смеси в высокооборотных многоцилиндровых двигателях. Поэтому на современных автомобилях ЗИЛ чаще используют систему зажигания с применением транзисторов, которая сложнее батарейной, но имеет ряд преимуществ. Транзисторная система зажигания обеспечивает надежную и экономичную работу высокооборотных многоцилиндровых двигателей с повышенной степенью сжатия.
Принципиальная схема контактно-транзисторной системы зажигания отличается от обычной батарейной тем, что между контактами прерывателя и катушкой зажигания включают транзисторный коммутатор. Механический прерыватель управляет работой транзистора, подавая на него управляющий ток.
Коммутатор смонтирован в оребренном корпусе из цинкового сплава. В корпусе находятся транзистор и импульсный трансформатор.
Транзисторный коммутатор работает в двух режимах: схема коммутатора открыта для прохождения тока в первичную обмотку катушки зажигания (контакты прерывателя замкнуты), схема коммутатора закрыта для прохождения тока в первичную обмотку катушки зажигания (контакты прерывателя разомкнуты). Пути тока при работе транзисторного коммутатора в первом режиме на рисунке показаны стрелками (сплошные — ток низкого напряжения, прерывистые — управляющий ток транзистора).
При размыкании контактов во вторичной обмотке катушки зажигания наводится ЭДС, и в цепи высокого напряжения течет импульсный ток, обеспечивая искрообразование в свече.
Контакты 6 прерывателя включены в цепь базы транзистора. При замыкании контактов через них проходит ток небольшой силы (0,75 А). Поскольку сила тока базы транзистора незначительна, то при разрыве контактов износа от электрической искры практически нет. На срок службы контактов влияет только механический износ.
Ток, поступающий на первичную обмотку через транзистор, повышает напряжение во вторичной цепи примерно на 25%. Это позволяет увеличить зазор между электродами свечи зажигания до 1... 1,2 мм, тем самым увеличить длину искры и за счет этого добиться полного сгорания рабочей смеси в цилиндрах двигателя при любой частоте вращения коленчатого вала. Благодаря мощной искре облегчается пуск двигателя и повышается экономичность.
В транзисторной системе катушка зажигания имеет большое число витков во вторичной обмотке 9 (41500 витков). Конденсатор в прерывателе-распределителе транзисторной системы зажигания отсутствует.
Импульсный трансформатор коммутатора используют для обеспечения четкого и быстрого переключения режимов транзистора и образования импульсного тока высокого напряжения.