Назначение системы охлаждения.
Система охлаждения служит для отвода тепла от наиболее нагретых деталей и поддержания нормального температурного режима (80-950 С) работающего двигателя.
Виды систем охлаждения.
1. Воздушная система охлаждения
2. Жидкостная система охлаждения
Изучаемые двигатели имеют закрытую жидкостную систему охлаждения с принудительной циркуляцией жидкости.
Устройство системы охлаждения двигателя
Состоит из:
• рубашки охлаждения
• радиатора и расширительного бачка
• радиатора отопителя
• жидкостного насоса (помпа)
• термостата
• вентилятора
• патрубков , краников
Принцип работы системы охлаждения

Рис. Схема работы системы охлаждения
Во время работы двигателя, жидкостным насосом создается принудительная циркуляция жидкости, которая нагнетается под давлением в водяную рубашку. В холодном двигателе вода направляется термостатом из водяной рубашки к водяному насосу, минуя радиатор, а в прогретом –в верхний бак радиатора (по большому кругу). Проходя через радиатор жидкость охлаждается и вновь нагнетается радиатором в рубашку охлаждения
Радиатор

Рис. Радиатор
Радиатор служит для охлаждения воды, поступающей из рубашки охлаждения двигателя
Состоит из: верхнего и нижнего баков и сердцевины
Изготавливают из: латуни или алюминия
Сердцевина состоит из ряда тонких пластин, сквозь которые проходит множество трубок.
Радиатор оснащен заливной горловиной и крышкой с паровоздушным клапаном, который служит для сообщения внутренней полости радиатора с атмосферой

Жидкостный насос (помпа) центробежного типа

Жидкостный насос (помпа) центробежного типа служит для обеспечения принудительной циркуляции жидкости в системе охлаждения
Состоит из:
1. корпуса насоса
2. вала
3. крыльчатки насоса
4. сальника
5. подшипников

Рис. Жидкостный насос 402 двигателя
Термостат
![]() | ![]() |
Рис. Термостат Рис. Схема работы термостата
Термостат служит для ускорения прогрева холодного двигателя и автоматического регулирования его теплового режима в заданных пределах. Состоит из корпуса (внутри помещен медный баллон заполненный активной массой-
медный порошок с церезином), клапана, штока, спиральной пружины.
медный порошок с церезином), клапана, штока, спиральной пружины.
Вентилятор системы охлаждения
Вентилятор служит для принудительного увеличения потока воздуха проходящего через сердцивину радиатора
Привод вентилятора осуществляется несколькими способами:
1. Принудительно с помощью клиноременной передачи.
2. Электропривод (с помощью электрического насоса)
3. С помощью муфты (гидромуфта автомобиля КамАЗ)

Рис. Клиноременная передача


Рис. Гидромуфта привода вентилятора автомобиля КамАЗ
1 — передняя крышка; 2 — корпус подшипника; 3 — кожух; 4, 7, 13 и 19 — шарикоподшипники; 5 — трубка корпуса подшипника; 6 — ведущий вал; 8 — уплотнительное кольцо; 9 — ведомое колесо; 10 — ведущее колесо;
11 — шкив; 12 — вал шкива; 14 — упорная втулка; 15 — ступица вентилятора; 16 — ведомый вал; 17 и 20 — манжеты с пружинами; 18 — прокладки.