Пятница, 22.11.2024, 15:12
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
облако тегов
...
социальная сеть
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Основные сведения

Электрическую энергию на автомобилях применяют для пуска двигателя, зажигания горючей смеси, звуковой и световой сигнализации, освещения, питания контрольнои-змерительных приборов и дополнительного оборудования.
Приборы, преобразующие различные виды энергии в электрическую, называют источниками электрического тока, а потребляющие ее — потребителями. Источники электрического тока преобразуют механическую и химическую энергии в электрическую, потребители превращают энергию электрического тока в другой вид энергии (механическую, световую, звуковую, тепловую).
 Электрический ток — это упорядоченное (направленное) движение заряженных частиц (электронов).
По способности проводить электрический ток материалы делят на проводники и непроводник.
Проводники — это материалы, создающие незначительное сопротивление прохождению по ним электрического тока. Хорошо проводят электрический ток металлы, уголь, водные растворы щелочей и кислот. В качестве проводников, соединяющих приборы электрооборудования, используют медную или алюминиевую проволоку.
Непроводники (диэлектрики) — материалы, которые практически не проводят электрический ток при нормальных условиях. К ним относят резину, пластмассы, ткани и др. Тела, изготовленные из диэлектриков, называют изоляторами. Их используют в качестве оболочки для токонесущих проводов и основания для приборов электрооборудования.
Приборы электрооборудования на автомобилях рассчитаны на постоянный ток. В каждом источнике постоянного тока различают два полюса: положительный (+) и отрицательный (—). Условно считают, что во внешней цепи постоянный ток движется от «+» к «—».
Электрические цепи.
 Потребители и источники могут быть соединены последовательно и параллельно.
При последовательном соединении источников тока положительный полюс одного источника соединяют с отрицательным полюсом другого. При этом общее напряжение равно сумме напряжений всех источников тока. Например, при напряжении одного аккумулятора 2 В для получения напряжения 12 В нужно соединить последовательно шесть аккумуляторов.

При параллельном соединении источников тока соединяют одноименные полюса. В приведенном примере при параллельном соединении общее напряжение источников тока будет таким же, как у одного источника тока, а емкость увеличится в шесть раз. Параллельно можно соединять только источники тока с одинаковым напряжением и одинаковым внутренним сопротивлением, иначе один источник тока будет разряжаться через другой.

Параллельным соединением потребителей называют такое соединение, при котором образуется несколько путей тока. Все ветви находятся под одинаковым напряжением. Достоинство такого соединения заключается в том, что выход из строя одного потребителя не влияет на работу других.
При смешанном соединении потребители и источники тока соединены последовательно и параллельно.
Полупроводниковые приборы. Материалы, занимающие по проводимости промежуточное положение между проводниками и диэлектриками, называют полупроводниками. В электрооборудовании автомобиля применяют полупроводниковые приборы: диоды и транзисторы.

Диод обладает свойством пропускать ток в одном направлении. Он состоит из базы-пластинки 2 кристалла германия или кремния, в которую вплавлена капелька примеси алюминия или индия. Германий и кремний обладают большим сопротивлением, но добавка к ним малой примеси других веществ уменьшает их электрическое сопротивление в сотни тысяч раз. На границе пластинки и примеси образуется переходный слой с односторонней проводимостью.
1- примесь; 2 - база; 3 - переходный слой; 4 - основание; 5 - корпус; 6 - вывод; 7 - изолятор; 8 - кристалл.
Диоды выпускают прямой и обратной полярности. В первом случае вывод подсоединяют к «+» источника, во втором — к корпусу автомобиля (т.е. к «—» источника). На схеме диоды обозначают специальным знаком. По острию знака определяют направление тока. Из-за свойства односторонней проводимости полупроводниковые диоды используют для выпрямления переменного тока, например, в различных выпрямителях.


Транзистор
— это полупроводниковый триод. В точном переводе с английского transfer resistor означает «регулируемое сопротивление».
Транзистор состоит из трех слоев: полупроводниковой пластинки — базы (германия или кремния) и двух наплавленных капель, образующих две зоны проводимости. Электрод, к которому подводится напряжение, называют эмиттером (Э), а другой, с которого снимают напряжение, — коллектором (К). Управление проводимостью транзистора осуществляется с помощью тока, подводимого к базе (Б). Причем небольшой ток базы вызывает значительный ток коллектора.
1 - выводы; 2 - кристалл; 3 - держатель; 4 - корпус; 5 - изоляционная втулка; К — коллектор; Б — база; Э — эмиттер
Транзисторы применяют для усиления и прерывания электрического тока в цепи. В схеме транзисторы изображают окружностью, в которой горизонтальная линия обозначает базу, а две наклонные к ней линии — эмиттер и коллектор. Стрелка на эмиттере показывает направление прямого тока в цепи эмиттера.
В полупроводниковой технике применяют интегральные микросхемы. В этих устройствах на небольшой площади размещают большое число элементов (транзисторов, диодов, конденсаторов, резисторов и др.) с соединительными линиями между ними. Интегральные микросхемы используют в различных электронных схемах, в том числе и в электрооборудовании автомобилей.
Общая схема электрооборудования.
Электрооборудование автомобилей представляет собой сложный комплекс приборов зажигания, сигнализации, электрических машин, контрольно-измерительных приборов, предохранителей и соединительных проводов, объединенных в общую электрическую схему. В общей схеме электрооборудования  можно выделить приборы, образующие самостоятельные группы. Наиболее важные из них группы: источники тока, пуска двигателя, зажигания горючей смеси, контрольно-измерительных приборов, сигнализации и освещения. Предохранители, переключатели и выключатели входят во все группы системы и относятся к коммутационной аппаратуре.
Для питания приборов автомобильного электрооборудования используется постоянный ток напряжением 12 или 24 В.
Следует различать подключение потребителей к различным источникам тока. К аккумуляторной батарее подключают агрегаты электрооборудования, потребляющие ток большой силы и работающие кратковременно но (стартер, прикуриватель), а также агрегаты, работа которых необходима в аварийных случаях (звуковой сигнал, подкапотная и переносная лампа).
Остальные потребители соединяют с генератором. В этом случае в зависимости от характера работы агрегаты и приборы подключают следующим образом: непосредственно к генератору, если они потребляют ток небольшой силы и работают длительное время; через замок зажигания, если они действуют только при работающем двигателе; через центральный переключатель света — все приборы освещения. Ранее было рассказано, как протекает ток в цепях аккумуляторная батарея — стартер и аккумуляторная батарея — свеча зажигания. В общей схеме электрооборудования вы можете самостоятельно проследить путь тока в указанных цепях.
На автомобилях применяют однопроводную систему, при которой вторым проводом служит «масса» (металлические части машины). Все потребители присоединены к источнику тока параллельно, поэтому включение и выключение одних потребителей происходит независимо от других. Принято считать, что ток движется от положительного полюса источника тока к отрицательному.