Система распределенного впрыскивания топлива L-Jetronic
Рис. Система распределенного впрыскивания топлива L-Jetronic
1 - топливный бак; 2 -топливный насос; 3 - накопитель топлива; 4 -топливный фильтр; 5-напорный диск расходомера воздуха; 7- регулятор дваления питания; 8 - регулятор управляющего давления; 9 - форсунка (инжектор); 10 - регулировочный винт холостого хода; 11 - дросельная заслонка. Каналы: А - подвод топлива к дозатору- распределителю, В - слив топлива в бак С - канал управляющего давления; D - канал толчкового клапана, Е - подвод топлива к рабочим форсункам.
Принцип работы: Электрический топливный насос подает топливо из бака через фильтр в топливный коллектор, в котором с помощью стабилизатора поддерживается постоянный перепд давлений на входе и выходе топлива из форсунок. Стабилизатор перепада давлений поддерживает постоянное давление впрыскивания и обеспечивает возврат избыточного топлива обратно в бак. Этим обеспечивается циркуляция топлива в системе и исключается образование паровых пробок. Из коллектора топливо ступает к рабочим форсункам, которые подают его в зону проходных отверстий впускных клапанов. Количество впрыскиваемого топлива задается электронным блоком управления (ЭБУ) в зависимости от температуры, давления и объема поступающего воздуха, частоты вращения коленчатого вала и нагрузки двигателя. В процессе работы системы впрыскивания ЭБУ взаимодействует также с датчиком-распределителем системы зажигания.
Объем поступающего воздуха является основным параметром определяющим дозирование топлива. Воздух поступает в цилиндры через измеритель расхода воздуха и впускной газопровод. Воздушный поток, поступающий в двигатель, отклоняет напорно-измерительную заслонку измерителя расхода воздуха на определенный угол. При этом с помощью потенциометра электрический сигнал, пропорциональный углу поворота заслонки, подается в блок управления, который определяет необходимое количество топлива и выдает импульсы управления моментом подачи топлива. Электронная схема управления впрыскивания топлива получает питание от аккумуляторной батареи и начинает работать при включении зажигания и системы впрыскивания выключателем.
Независимо от положения впускных клапанов, форсунки впрыскивают топливо за один или два оборота коленчатого вала двигателя. Если впускной клапан в момент впрыскивания топлива форсункой закрыт, то топливо накапливается в пространстве перед Клапаном и поступает в цилиндр при следующем его открытии одновременно с воздухом.
Регулирование количества поступающего к цилиндрам двигателя воздуха производится дроссельной заслонкой, управляемой из салона педалью. В системе предусмотрен регулятор расхода воздуха на холостом ходу, расположенный около дроссельной заслонки. Он обеспечивает дополнительную подачу воздуха При пуске и прогреве двигателя. По мере прогрева двигателя, начиная с температуры охлаждающей жидкости 50...70°С, регулятор прекращает подачу дополнительного воздуха. После этого при закрытой дроссельной заслонке воздух поступает только через верхний байпасный (обводной) канал, сечение которого можно менять регулировочным винтом, что обеспечивает возможно регулирования частоты вращения в режиме холостого хода.
Стабилизатор перепада давлений поддерживает постоянное избыточное давление топлива относительно давления воздух впускном газопроводе. В этом случае цикловая подача топлива форсункой зависит от времени, в течение которого открыт клапан. Следовательно, основной принцип электронного управления впрыскиванием топлива заключается в изменении (модуляции) электрического импульса, управляющего форсункой поддержании постоянного перепада давления топлива.
Длительность импульсов управления временем впрыскивания топлива форсункой корректируется в зависимости от температуры охлаждающей жидкости по информации от датчика. Введенный в систему датчик кислорода обеспечивает поддержание необходимого состава горючей смеси.
На режимах полного открытия дроссельной заслонки и разгона автомобиля необходимо обогащение горючей смеси, что обеспечивается ЭБУ по информации от датчика положения дроссельной заслонки. При открытии заслонки контактная система датчика выдает импульсы, которые приводят к обогащению смеси режиме разгона автомобиля.
В датчике положения дроссельной заслонки предусмотрена контактная пара, от замкнутого или разомкнутого состояния которой зависит отключение или включение топливоподачи в режим принудительного холостого хода. Подача топлива прекращается при закрытой дроссельной заслонке, когда частота вращения коленчатого вала двигателя более 1000 об/мин, и возобновляется при снижении частоты вращения до 850 об/мин.
С целью облегчения пуска холодного двигателя в системе предусмотрена дополнительная пусковая форсунка, которая представляет собой электромагнитный клапан с вихревым центробежным распылителем. Продолжительность открытия форсунки зависит от температуры охлаждающей жидкости в двигателе, фиксируем датчиком.
Система центрального впрыскивания топлива Mono-Motronic
Рис. Система центрального впрыскивания топлива Mono-Motronic
1- топливный бак; 2 - топливоподающий насос; 3 - топливный насос; 4 - топливный фильтр; 5 - узел центральной форсунки; 6 - регулятор холостого хода с шаговым электродвигателем; 7 - потенциометр дроссельной заслонки; 8 - лямбда-зонд; 9 - электронный блок управления впрыском; 10 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 11 - прибор коммутирующий сигнал информации о частоте вращения коленчатого вала двигателя получаемый из системы зажигания; 12 - выключатель зажигания; 13 - аккумуляторная батарея; 14 - датчик - распределитель.
Типичным примером центрального впрыскивания топлива является электрон система Mono-Motronic. Ее устанавливают на двигателях небольшого рабочего объема автомобилей обычно малого класса, например ВАЗ-21214, -21044. Конструктивно она включает в себя следующие основные устройства:
- электронный блок управления на базе микропроцессора;
- смесительную камеру с дроссельной заслонкой и установленным на ней датчиком, фиксирующим положение;
- электромагнитную форсунку;
- регулятор давления топлива;
- электрический топливный насос;
- топливный фильтр;
- датчик температуры охлаждающей жидкости;
- регулятор частоты вращения в режиме холостого хода.
Действие регулятора частоты вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу, основано на изменении положения дроссельной заслонки или перепуска воздуха в обход дроссельной заслонки. После обработки информации от датчика частоты вращения микропроцессор формирует управляющий сигнал, подаваемый на исполнительное устройство, в качестве которого в таких системах может быть использован шаговый микроэлектродвигатель, который воздействует на дроссельную заслонку или клапан обводного канала. Все системы центрального впрыскивания топлива имеют кислородный датчик, позволяющий поддерживать в оптимальных соотношениях количество воздуха к топливу, обеспечивая необходимый (стехиометрический) состав горючей смеси на всех режимах работы двигателя.
Система центрального впрыскивания топлива отличается от Рассмотренной выше системы впрыска следующим: отсутствует распределенный (отдельно для каждого цилиндра) впрыск топлива; процесс топливоподачи происходит с помощью центрального отсека (модуля), в котором установлена одна электромагнитная форсунка, обеспечивающая впрыскивание топлива; регулировка подачи топливовоздушной смеси дроссельной заслонкой, а также распределение ее по цилиндрам двигателя происходит по принципу работы карбюраторной системы.
Наряду с этим в этой системе отсутствует датчик массово расхода воздуха, но в диффузоре установлен датчик поступающего воздуха, которого нет в системе распределенного впрыскивания. Состав и функции действия остальных устройств центральной системы впрыскивания во многом подобны рассмотренной системе распределенного впрыска топлива.