Топливный бак предназначен для хранения запаса топлива. Топливные баки изучаемых автомобилей изготовлены из стального листа, имеет заливную горловину, а также внутренние перегородки для устранения резких перемещений топлива и датчик указателя уровня топлива. В заливной горловине имеется сетчатый фильтр, а в ее пробке (ГАЗ-53А, ЗИЛ-130) — паровой и воздушный клапаны, действие которых аналогично действию клапанов пробки радиатора системы охлаждения. Вместимость топливных баков автомобилей ГАЗ-53А — 90 л и ЗИЛ-130 — 170 л.
Рис. Фильтры грубой и тонкой очистки топлива
1- корпус; 2 - стакан отстойник; 3- фильтрующий элемент; 4 - пробка сливного отверстия; 5- стержень; 6 - пластины с выступами; 11 - поджимная пружина
Сетчатые фильтры устанавливают также в крышке корпуса топливного насоса и в штуцере поплавковой камеры карбюратора. Кроме того, в систему питания включаются фильтры-отстойники грубой и тонкой очистки топлива.
Топливный фильтр грубой очистки устанавливают у топливного бака. Его фильтрующий элемент состоит из тонких пластин, имеющих выштампованные выступы высотой 0,05 мм. Топливо очищается, проходя через щели между пластинами.
Фильтр тонкой очистки топлива имеет керамический фильтрующий элемент или мелкую сетку, свернутую в рулон. Устанавливают его перед карбюратором.
Рис. Бензонасос автомобиля ЗИЛ-130
20- крышка;
21 – впускные клапаны (3 штуки);
22 — головка клапанов;
23- мембрана;
24 – нагнетательная пружина; 25- ручной рычаг насоса подкачки топлива;
26- пружины;
27 - коромысло
29 – выпускные клапаны (три);
30 – фильтрующая сетка;
Топливоподкачивающий насос служит для подачи топлива из бака в поплавковую камеру карбюратора. Наиболее распространены топливоподкачивающие насосы диафрагменного типа. Топливный насос имеет отлитый из цинкового сплава корпус, состоящий из верхней и нижней частей. Сверху он закрывается крышкой, которая крепится к верхней части корпуса болтом и образует с ней отстойник.При нажатии эксцентрика распределительного вала двигателя на наружный конец рычага насоса диафрагма штоком оттягивается вниз. В полости наддиафрагмой создается разрежение, под действием которого открываются впускные клапаны. Топливо из бака, пройдя сетчатый фильтр, заполняет полость над диафрагмой.
Рис. Схема работы топливного насоса:
21 – впускные клапаны (3 штуки); 23- мембрана; 24 – нагнетательная пружина; 25- ручной рычаг насоса подкачки топлива; 27 – коромысло; 29 – выпускные клапаны (три); 30 – фильтрующая сетка; 31 – штанга; 32 – эксцентрик распределительного вала
Когда выступ эксцентрика сходит с рычага , пружина возвращает последний в исходное положение. Одновременно диафрагма под действием пружины прогибается вверх. Давлением топлива, поступившего в полость над диафрагмой, закрываются впускные клапаны и открывается выпускной клапан. Топливо из насоса поступает в поплавковую камеру карбюратора. При заполнении поплавковой камеры топливом диафрагма насоса остается в нижнем положении, а рычаг перемещается по штоку вхолостую. Топливо к карбюратору в этом случае не поступает.
Чтобы заполнить поплавковую камеру карбюратора при неработающем двигателе, необходимо нажать на рычаг ручной подкачки. Он связан с диафрагмой насоса.
Диафрагму изготовляют из лакоткани или прорезиненной ткани, клапаны — из бензомаслостойкой резины, а их пружины — из бронзовой проволоки.
Топливоподкачивающий насос , устанавливаемый на двигателях ЗИЛ-130, имеет три выпускных и три выпускных клапана. Усилие от эксцентрика распределительного вала двигателя к рычагу привода топливного насоса передается штангой.